Logo
Альт-Парк
Официальный сервис
Модели
Покупка
Сервис
О компании
ŠKODA FAMILY
Logo
Альт-Парк
Официальный сервис
Модели
Покупка
Сервис
О компании
ŠKODA FAMILY
Меню
Logo
Альт-Парк
Официальный сервис
Модели
Покупка
Сервис
О компании
ŠKODA FAMILY

TYPE 998 AGROMOBIL. 1962 ГОД

Экспериментальная ŠKODA Type 998, также известная как Agromobil: легкий компактный универсальный автомобиль имел отменные внедорожные характеристики, успешно прошел испытания, правда, в серийное производство так и не попал, зато в 1965 году неожиданно появился на киноэкране.
В 1962 году компания ŠKODA представила модель Type 998 – маневренный компактный внедорожник, который предназначался для использования в сельском хозяйстве, лесной промышленности и армии. И хотя прототип бортового грузовика проекта Type 998 (также известный как Agromobil) достойно показал себя во время испытаний на пересеченной местности, он так и не пошел в серийное производство. Тем не менее автомобиль, который при длине всего 3,5 м умещал до 10 человек, успел появиться на киноэкранах. Всего было произведено 13 машин Type 998. Одна из них сегодня является частью экспозиции заводского музея ŠKODA.
Автомобили Laurin & Klement, а затем и марки-преемницы, ŠKODA, всегда славились своей универсальностью и функциональностью. Например, к ранним моделям мотоциклов компании можно было подключать различные сельскохозяйственные машины. Для этого надо было заменить короткий приводной кожаный ремень на более длинный, что позволяло превращать мотоцикл в стационарную силовую установку. В начале XX века компания, в числе прочего, выпускала генераторы с приводом от модифицированных автомобильных бензиновых двигателей и промышленных дизельных моторов собственной разработки. С 1912 года большие моторизированные плуги Excelsior P4 с четырехцилиндровыми двигателями L&K стали очень популярны как средство механизированной обработки полей. В те же годы машиностроительное объединение ŠKODA из чешского города Пльзень производило тракторы и другую сельскохозяйственную технику с эмблемой в виде крылатой стрелы.
К началу 1960-х годов ŠKODA уже имела огромный опыт в разработке внедорожных автомобилей различного назначения. В те времена в Чехословакии ощущался недостаток компактных, маневренных и легких универсальных автомобилей, подходящих для регулярного использования на пересеченной местности. По этой причине Министерство сельского хозяйства страны сделало на завод в Млада-Болеславе запрос о возможности разработки нового автомобиля. Он должен был подходить для сельского и лесного хозяйств, армии и горнодобывающей промышленности.
В январе 1961 года ŠKODA – тогда компания официально называлась AZNP (Automobilové závody národní podnik или «Народный автомобильный завод») – приступила к разработке Type 998 Agromobil. К проекту также привлекли чехословацкое предприятие Česká zbrojovka Strakonice («Чешска зброевка»), выпускавшее стрелковое оружие, велосипеды и мотоциклы под хорошо известной в СССР торговой маркой ČZ. Новую модель планировалось серийно выпускать именно на мощностях ČZ, поскольку загрузка AZNP и так была максимальной. Первые три прототипа 998 были построены в Млада-Болеславе на основе компонентов стандартных моделей ŠKODA.
«Назначение определяет форму» – таким был основополагающий принцип при разработке «Агромобиля». Одним из ключевых требований являлась компактность. Модель была всего 3,47 м в длину и 1,70 м в ширину. Кузов – несущий, без отдельной рамы. Платформа и кабина получили съемный брезентовый верх. Платформа длиной 1,98 м и шириной 1,59 м имела погрузочную высоту всего 70 см. Высота отделения от пола до крыши – 1,24 м. Объем - 3,9 м3. Помимо этого, была предусмотрена возможность размещения в кузове вдоль бортов двух скамеек, рассчитанных на 8 человек. Таким образом, вместе с водителем и передним пассажиром прототип Type 998 мог перевозить до 10 человек.
Одной из интересных особенностей внедорожника было разделенное центральной стойкой ветровое стекло, которое откидывалось вперед, что позволяло уменьшить высоту автомобиля с 1,94 до 1,41 м. Это решение облегчало проезд сложных лесных дорог (под поваленными деревьями) или транспортировку автомобиля в самолете. Превосходные внедорожные характеристики достигались в числе прочего за счет колесной базы длиной всего 1,90 м и коротких свесов кузова, которые обеспечивали практически одинаковый угол въезда и съезда – порядка 45°. Дорожный просвет пустого автомобиля составлял 290 мм, а под нагрузкой уменьшался до 230 мм, чего также хватало в большинстве ситуаций. Лучшему контакту колес с дорогой и, как следствие, лучшей проходимости, способствовали независимые подвески спереди и сзади.
В автомобиле применялся четырехцилиндровый верхнеклапанный (OHV) рядный двигатель жидкостного охлаждения. Он был позаимствован у модели ŠKODA 1202 – популярного универсала, который производился с 1961 по 1973 год. Мотор продольного расположения объемом 1 221 см3 и мощностью 45 л.с. на «Агромобиле» находился между сиденьями водителя и переднего пассажира. Внедорожник оснащался четырехступенчатой коробкой передач. В обычных условиях крутящий момент передавался на заднюю ось, на которой был установлен дифференциал повышенного трения. При необходимости принудительно подключались передние колеса. На передней оси также имелся дифференциал повышенного трения. Помимо стандартного передаточного отношения 1:1,30 для движения по обычным дорогам в распоряжении водителя был понижающий ряд с отношением 1:2,28 для особо тяжелых условий. Кроме того, к двигателю «Агромобиля» через вал отбора мощности с фланцем в задней части машины можно было подключать различные механизмы, задействованные в лесном и сельском хозяйстве. Собственная масса прототипа составляла 936 кг, при этом 46% нагрузки приходилось на заднюю ось. Масса полностью груженого «Агромобиля» доходила до 1 736 кг, но и в этом случае сохранялась хорошее распределение массы по осям: на заднюю приходилось 56% общего веса. Колеса на автомобиле имели размерность 6.00-16.
Из трех первоначально построенных в Млада-Болеславе прототипов два были отправлены на завод ČZ в Страконице, где планировалось развернуть серийное производство модели. Третий экземпляр остался в Млада-Болеславе и прошел ряд серьезных испытаний. Всего за 79 дней он преодолел 29 953 км, а максимальная скорость, зафиксированная во время пробега, составила 89 км/ч, что было более чем достаточно для такого типа автомобиля. Еще более серьезными стали армейские испытания, для которых было построено дополнительно 10 прототипов. Военные оценили внедорожные возможности Type 998 на «хорошо» – в ряде дисциплин экспериментальная ŠKODA даже превзошла советский ГАЗ-69, который в то время являлся стандартным легким внедорожниками в армиях стран Варшавского договора. Тем не менее, Type 998 так и не пошел в серийное производство. Завод в условиях плановой экономики не мог принять самостоятельного решения о запуске, как не могла и армия Чехословакии выбрать себе поставщика автомобилей без учета мнения других стран Восточного блока.
Широкая общественность ничего не знала о компактном полноприводном экспериментальном автомобиле ŠKODA вплоть до 29 января 1965 года. В тот день – это была пятница – на киноэкранах Чехословакии дебютировал мюзикл «Тысяча кларнетов» (‘Kdyby tisíc klarinetů’). В одной из сцен этого антивоенного фильма два автомобиля Type 998 гнались за дезертиром-пацифистом. Исполняющий главную роль Йири Менцель (Jiří Menzel), которому тогда было 26 лет, впоследствии получил мировую известность в качестве режиссера комедии «Поезда под особым наблюдением» (Ostře sledované vlaky). Эта картина была удостоена «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» на 40-й церемонии Американской киноакадемии в 1968 году.
Один из трех прототипов Agromobil сегодня является частью коллекции музея ŠKODA в Млада-Болеславе и стоит рядом с моделью Type 973 Babeta образца 1952 года – еще одним легким внедорожником ŠKODA, который также принимал участие в съемках мюзикла «Тысяча кларнетов».